Метро в Москве появилось в далёком 1935 году и сразу завоевало звание самого лучшего и красивого в мире. И это немудрено. Ведь для строительства станций московского метрополитена применялся гранит и мрамор, а для оформления использовали декоративную керамику и скульптуры, а также фрески и мозаики.

Самый первый состав московского метрополитена включал четыре вагона. Курсировал же он от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Длина этого маршрута составляла чуть больше одиннадцати километров, а минимальный интервал между поездами – пять минут. Для оплаты проезда использовался обыкновенный картонный билет, который стоил пятьдесят копеек и был действителен в течение тридцати пяти минут после входа в метрополитен. Уже через год в московском метро за день перевозилось около четырёхсот тысяч пассажиров, а за час проходило двадцать пар поездов.

Даже во времена Великой Отечественной Войны строительство московского метрополитена продолжалось. В это время были сданы в эксплуатацию «Автозаводская», «Павелецкая» и «Новокузнецкая» станции, а также участки от «Партизанской» до «Курской» и от «Автозаводской» до «Площади Свердлова». Благодаря этому в 1945 году протяжённость московского метро составляла почти тридцать семь километров так называемого двойного пути, а ежесуточные пассажироперевозки – почти два миллиона человек.

Первый турникет в московском метро открылся в 1952 году, а в 1954 замкнулась Кольцевая линия, в которую входило двенадцать станций: «Краснопресненская», «Киевская», «Парк Культуры», «Октябрьская», «Комсомольская», «Калужская», «Курская», «Добрынинская», «Павелецкая», «Таганская», «Белорусская», «Проспект Мира» и «Ботанический Сад». В том же 1954 году были выпущены составы, состоящие из семи вагонов.

Радиофикация вагонов в московском метро была окончена в 1965 году, хотя на некоторых линиях названия станций начали сообщать ещё с 1956 года. В 1961 году проездные жетоны поменяли на пятикопеечные монеты. Стоит отметить, что такая стоимость проезда в метро сохранялась до 1991 года. В 1991 же году цена проезда поднялась до пятнадцати копеек.

Утверждены Распоряжением мэра Москвы № 553-РМ от 28.10.94

I. Общие положения

1.1. Метрополитен – один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.

1.2. Метрополитен – транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. Настоящие Правила обязательны к безусловному выполнению всеми лицами, находящимися на территории метрополитена.

К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов.

1.3. Лица, находящиеся на территории метрополитена, должны быть взаимно вежливыми, уступать места в вагонах поездов инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и женщинам, бережно относиться к сооружениям и оборудованию метрополитена, соблюдать в нем чистоту и общественный порядок.

1.4. Порядок работы и ответственность должностных лиц метрополитена за обеспечение безопасности перевозок и культуры обслуживания пассажиров определяются действующим законодательством и нормативными документами.

II. Порядок оплаты и условия проезда и провоза багажа

2.1. Станции метрополитена открыты для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно с 6 часов утра до 1 часа ночи.

2.2. Оплате подлежит каждый проход за пределы пропускных пунктов станции метрополитена. Багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 до 150 см, длинномерные предметы, длина которых от 151 до 220 см, оплачивается отдельно за каждое место. Количество мест багажа разрешенного размера, подлежащего оплате, не должно быть более двух на одного пассажира.

Запрещается использование для транспортировки багажа колесных средств (за исключением хозяйственных сумок-тележек, размеры которых не превышают по сумме измерений длины, ширины и высоты 150 см).

2.3. Проездные билеты или документы, дающие право на проезд, предъявляются на пропускном пункте в развернутом виде.

Другие документы, их заменяющие, копии проездных документов (в том числе и нотариально удостоверенные) права проезда не дают.

2.4. Проездные билеты или документы, дающие право на проезд, не предоставляют права бесплатного провоза багажа, подлежащего оплате.

2.5. Разрешается бесплатно провозить:

2.5.1. Детей в возрасте до 6 лет.

2.5.2. Лыжи, детские велосипеды, санки, рыболовные удочки, музыкальные инструменты, детские коляски и мелкий садовый инвентарь, размеры которых не превышают указанных в п. 2.10.1. настоящих Правил.

2.6. Находясь на эскалаторе, необходимо стоять справа лицом по направлению его движения, проходить с левой стороны, держаться за поручень, не наступать на ограничительную линию на ступенях, не прислоняться к неподвижным частям, держать малолетних детей на руках или за руку, не задерживаться при сходе с эскалатора.

Запрещается входить на неработающий эскалатор без разрешения работников метрополитена.

2.7. На платформе станции запрещается заходить за ограничительную линию у края до полной остановки поезда, а при его остановке следует освобождать место у дверей вагонов для выхода пассажиров.

2.8. В вагоне следует не прислоняться к дверям, не мешать входу и выходу пассажиров, при подъезде к станции назначения подготовиться к выходу.

2.9. О всех случаях падения людей или вещей на пути метрополитена, возникновения задымления или пожара, а также ситуаций, которые могут повлиять на безопасность пассажиров или движения поездов, необходимо немедленно сообщить дежурному по станции или машинисту поезда по связи «пассажир-машинист».

2.10. Запрещается провозить в метрополитене:

2.10.1. Громоздкий багаж, сумма измерений которого (за исключением специально оговоренных случаев) по длине, ширине (двум диаметрам или осям в основании рулона) и высоте превышает 150 см, длинномерные предметы, длина которых свыше 220 см.

2.10.2. Огнестрельное оружие, колющие и легкобьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, лыжи и коньки с открытыми острыми частями.

2.10.3. Легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые и зловонные вещества и предметы, в том числе бытовые газовые баллоны.

2.10.4. Велосипеды и им подобные транспортные средства (за исключением складных).

2.10.5. Животных и птиц вне клеток или специальных контейнеров (сумок).

2.11. На территории метрополитена запрещается:

2.11.1. Распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии.

2.11.2. Курить.

2.11.3. Создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока.

2.11.4. Сидеть, ставить вещи на ступени и поручни эскалаторов, облокачиваться на поручни, бежать по эскалаторам и платформам.

2.11.5. Передвигаться по территории станций и подуличных переходов на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных подобных транспортных и спортивных средствах.

2.11.6. Проходить и находиться на станции без обуви.

2.11.7. Спускаться на путь.

2.11.8. Подкладывать на пути метрополитена посторонние предметы.

2.11.9. Открывать двери вагонов во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию на остановках.

2.11.10. Проезжать в поездах, следующих в электродепо и на пути для перестановки составов.

2.11.11. Пользоваться без надобности связью «пассажир-машинист», выключателем эскалатора с надписью «стоп».

2.11.12. Наносить надписи и расклеивать без разрешения администрации метрополитена объявления, плакаты и другую продукцию информацию информационного содержания.

2.11.13. Осуществлять кино-, видеосъемки без письменного разрешения администрации метрополитена.

2.11.14. Использовать площади метрополитена с целью получения доходов без письменного разрешения администрации метрополитена (для занятий коммерческой, рекламной и иной деятельностью).

2.11.15. Прослушивать аудиотехнику через громкоговорители и использовать средства звукоусиления.

2.11.16. Находиться с багажом, в одежде, с предметами, продуктами, которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станций.

2.11.17. Загрязнять и засорять территорию метрополитена.

2.11.18. Размещать багаж на сиденьях вагонов и скамейках станций.

2.11.19. Самовольно проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена.

2.11.20. Разводить костры менее чем в 10 м за ограждениями и на территориях внутри его на наземных участках линии метрополитена, а также менее чем в 25 м от вентиляционных киосков.

2.11.21. Подключать электрическую нагрузку к сетям метрополитена без соответствующего разрешения администрации метрополитена.

2.11.22. Наносить повреждения сооружениям, устройствам пути, оборудованию и подвижному составу метрополитена.

3. Нарушение настоящих Правил влечет наложение взыскания в соответствии с действующим законодательством.

После получения предупреждения и уплаты штрафа, при невозможности устранения нарушения на месте, нарушитель удаляется с территории метрополитена. Удаление с территории метрополитена производится сотрудниками УВД по охране метрополитена, работниками метрополитена при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии со своими полномочиями.

III. Ответственность за нарушение правил пользования метрополитеном

1. Ответственность в виде предупреждения предусматривается за нарушение требований по пп. 2.11.6, 2.11.13 настоящих Правил.

2. Ответственность в виде штрафа предусматривается за нарушение требований, по следующим пунктам Правил:

- штраф до пятидесятикратной стоимости проезда в метрополитене за нарушения п. 2.2 (в части неоплаченного прохода) и п. 2.11.3;

- штраф до одной десятой минимального месячного размера оплаты руда за нарушения п. 2.11.2;

- штраф до одной второй минимального месячного размера оплаты труда за нарушения согласно пп. 2.11.4, 2.11.11;

- штраф до одного минимального месячного размера оплаты труда за нарушения п. 2.10.2 (за исключением провоза огнестрельного оружия) и пп. 2.11.5, 2.11.7, 2.11.15, 2.11.16;

- штраф до двух минимальных месячных размеров оплаты труда за нарушения п. 2.2. (в части провоза неоплаченного места багажа, превышения количества мест багажа и использования колесных средств), пп. 2.10.4, 2.10.5, 2.11.10, 2.11.17, 2.11.20, 2.11.21, 2.11.12 (для физических лиц);

- штраф до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда за нарушения пп. 2.10.1, 2.10.3, 2.11.8, 2.11.9, 2.11.19, 2.11.12 (для организаций);

- штраф от трех до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда за нарушения п. 2.11.22;

- штраф до двадцати минимальных месячных размеров оплаты труда за нарушения п. 2.11.14.

3. Ответственность за нарушение пунктов 2.10.2 (в части провоза огнестрельного оружия) и 2.11.1 настоящих Правил наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4. Наложение и взимание штрафа производится сотрудниками УВД по охране метрополитена, работниками метрополитена при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии со своими полномочиями.

5. При взимании штрафа на месте нарушения Правил пользования Московским метрополитеном нарушителю выдается квитанция установленного образца.

6. В случае невозможности такого взимания или оспаривания нарушителем налагаемого на него штрафа, сотрудниками Управления внутренних дел по охране Московского метрополитена составляется протокол и начинается производство по делу, а затем исполнение постановления осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Ответственность установлена Законом города Москвы от 7 сентября 1994 г. и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.